Витагенное обучение

, , Комментарии к записи Витагенное обучение отключены

А. С. Белкин, Н. О. Вербицкая

Говоря о витагенности вообще, мы подразумеваем процесс становления личности в процессе жизнедеятельности под воздействием проживаемых жизненных событий.

Витальные функции, будучи векторами, аспектами динамической (функциональной) интеграции организма в его отношениях к внешнему миру, представляют собой содержание функционального -я, которое и есть собственная, аутентичная, индивидуально неповторимая субстанция личности, или, иначе говоря, витальная структура индивида. И в таком случае они получают свое отражение в сознании, осознаются как определенные потребности.

К фундаментальным витальным потребностям относятся:

1) индивидуально-органические;

2) родовые (сексуальная потребность и родительский инстинкт);

3) когнитивно-праксеологические (познание и деятельность);

4) социабельные (потребность в общении, сочувствие, альтруизм, чувство справедливости);

5) трансцендентальные (потребность в вере, высших духовных смыслах бытия, мистический опыт).

В витагенном опыте заложены личностные механизмы воплощения в жизнь приобретаемого жизненного опыта. Описанные представления о личности позволяют выявить новый подход к пониманию значения образования для человека. Образование как социальный институт является источником событийного ряда, который занимает значимое место и время в жизни человека. Образование является источником как жизненного, так и витагенного опыта. Глобальная функция образования с этих позиций — поддержка становления личности, активно формирующей образ своей жизнедеятельности.

Идея витагенного образования была выдвинута в конце 90-х гг. XX века А.С. Белкиным. Среди причин её появления автор, прежде всего, называет противоречие между утвердившейся в педагогической науке концепцией педагогического взаимодействия, основанного на сотрудничестве и субъект-субъектных отношениях участников образовательного процесса, и реальной действительностью. Учителя выступают в качестве гносеоносителей, коммуникаторов и трансляторов знания, а ученики – это реципиенты и ретрансляторы, то есть воспринимают и воспроизводят полученные знания в той или иной степени адекватности. Говорить о реальном сотрудничестве в таких условиях почти невозможно, Выход из такой ситуации можно найти в реализации идеи витагенного образования – образования, основанного на актуализации (востребовании) жизненного опыта личности, её интеллектуально-психологического потенциала. В теоретическом плане представляется важным разведение понятий «опыт жизни» и «жизненный опыт». Опыт жизни, по мнению А.С. Белкина, – это витагенная информация, не прожитая человеком, связанная лишь с его осведомлённостью о тех или иных сторонах жизни и деятельности, но не имеющая для него достаточной ценности. А жизненный (витагенный) опыт – это витагенная информация, которая стала достоянием личности, отложенная в резервах долговременной памяти, находящаяся в состоянии постоянной готовности к актуализации (востребованию) в адекватных ситуациях. С научных позиций процесс перехода витагенной информации в витагенный опыт проходит следующие стадии и уровни.

Первая стадияпервичное восприятие витагенной информации, нерасчленённое, недифференцированное.

Вторая стадия – оценочно-фильтрующая. Личность определяет значимость полученной информации в филогенезе, то есть с общечеловеческих гностических позиций, затем в онтогенезе, то есть с позиций личной значимости. Отсеивание информации происходит онтогенетически.

Третья стадияустановочная. Личность создаёт либо стихийно, либо осмысленно установку на запоминание данной информации с приблизительным сроком “хранения”. Сроки хранения определяются её значимостью, жизненной и практической направленностью. Это определяет и уровень её усвоения.

– Первый уровень – операционный. Установка на слабое запоминание. Эта информация имеет наименьшее значение для самореализации личности в образовательном процессе. Запоминание “на всякий случай”.

– Второй уровень – функциональный. Установка на более длительные сроки хранения информации. Используется в ситуациях выбора.

– Третий уровень – базовый. Установка на длительное запоминание, наибольшая значимость для самореализации в образовательном процессе. Уровни могут постоянно взаимодействовать между собой, переходить один в другой, приобретать различную степень значимости.

Развивая идею А.С. Белкина о витагенном образовании, Н.О. Вербицкая разработала теорию и технологию образования взрослых на основе витагенного (жизненного) опыта. В своей работе она подчёркивает важность освоенной человеком витагенной информации, считает, что такого характера донаучное знание об окружающем мире априори является для человека достоверным, и в дальнейшем новая информация воспринимается им сквозь призму уже существующего донаучного знания.

Раскрывая отличия витагенного опыта от опыта жизни, Н.О. Вербицкая утверждает, что опыт жизни есть накопление и сохранение знаний, умений, навыков в определённом виде. А витагенный опыт не может характеризоваться накоплением, это обновление, изменение, творение. Если опыт жизни можно трактовать как результат жизнедеятельности человека, то витагенный опыт – это непрерывный процесс жизнетворчества. При этом опыт жизни является основой для приобретения витагенного опыта. Н.О. Вербицкая считает, что витагенный опыт есть тот человеческий родник, который без громоздких перестроек, реформ и модернизаций способен наполнить образовательный процесс гуманным и гуманитарным содержанием.